Три недели назад Мартин Скорсезе сказал в интервью журналу Empire, что фильмы Марвел — это «не кино». С тех пор на небе только и разговоров, что о Марвел: о киностудии высказались Френсис Форд Коппола и Педро Альмадовар. Новые мнения подогрели и без того бурную интернет-дискуссию. Почему это вызвало такую реакцию и о чём все на самом деле спорят? Публикуем пересказ ответа Collider на этот вопрос.

На первый взгляд кажется, что это обычный конфликт между людьми, которые не разбираются в кино и любят только всё самое популярное, и снобами, которые считают ценными только те фильмы, которые одобряют Скорсезе, Коппола и остальные. Но на самом деле это не совсем так.

Начнём с того, что под «фильмами Марвел» имеется в виду нечто более общее, чем просто продукция этой компании. Таким словосочетанием люди называют любые супергеройские блокбастеры. Фильмы Марвел — самые представительные из них.

Одна из сторон, участвующих в конфликте — фанаты фильмов Марвел и супергеройских фильмов вообще. Таких людей много, но настолько же много и людей, которые не любят этот жанр. О вкусах не спорят, так что самая логичная реакция –– не принимать это близко к сердцу и просто пройти мимо, что обычно и происходит. Почему же тогда фанатов Марвел так задели слова Скорсезе?
Дело в том, что несмотря на бешеную популярность, огромные кассовые сборы и доминирующее место в сегодняшнем Голливуде, супергеройские фильмы вряд ли поставят рядом с классикой кинематографа. � это неудивительно: супергеройские фильмы сделаны для детей в том смысле, что им легче всего продать мерч. Это не значит, что все супергеройские фильмы детские: среди них есть и довольно серьёзные взрослые картины, такие как, например, «Тёмный рыцарь» или «Хранители». �менно это противоречие оказывается больным местом фанатов супергероики: медиа не смотрят на «исключения» из жанра и косят всё под одну гребёнку.

По другую сторону баррикад стоят именитые режиссёры, которые на самом деле осуждают не собственно фильмы Марвел и даже не сам жанр. �х не устраивает голливудская система: американской киноиндустрии не нужно авторское кино. Мартин Скорсезе — один из самых почитаемых режиссёров, снявший «Таксиста», который входит в число лучших фильмов в истории, и «Бешеного быка», тоже признанной классики. Последние фильмы Скорсезе — тот же «Волк с Уолл-Стрит» — тоже были успешны, но, несмотря на всё это, Голливуд не даёт Скорсезе денег на новые проекты. Если бы Скорсезе захотел снять «Человека-муравья 3», в Голливуде бы удивились, но согласились. Но Скорсезе не хочет снимать такое кино, а для того, чего он хочет, на современном рынке нет места.

Голливуд сейчас — палка о двух концах. Есть студии, которые спонсируют малобюджетные артхаусные фильмы, которые не приносят много прибыли. Кроме них существуют франшизы, съёмки фильмов которых стоят гораздо больше, но и сборы у них близки к рекордным.

Что делать, если ты хочешь снять фильм для взрослых, на который понадобится средний бюджет? Режиссёр «Джокера» Тодд Филлипс говорил, что хотел исследовать персонажа, но осуществить это можно только под прикрытием фильма по комиксам. Если ты не хочешь иметь дела с комиксами — для тебя нет места. Даже если ты Мартин Скорсезе, фильмы которого считаются классикой, или Фрэнсис Форд Коппола с пятью оскарами.

Поэтому вопрос совсем не в том, кому нравятся и кому не нравятся фильмы Марвел: спор вообще не об этом. Сейчас супергеройские фильмы на пике популярности, а авторское кино в тени, хотя ещё 20 лет назад расстановка сил была противоположной. Нет смысла выбирать, на чьей ты стороне в этом споре — это разговор не про личные предпочтения, а про состояние индустрии и про то, есть ли в ней сейчас место авторскому кино.

Поделитесь с друзьями

Скорсезе vs. Марвел: о чём все спорят на самом деле