Конкурс ММКФ-40: португальский, чёрно-белый "Гнев"

Чёрно-белый фильм про возмездие «Гнев» португальского режиссёра Сержиу Трефо основан на одноимённом выдержанном в неореалистической традиции романе Мануэля да Фонески, который, в свою очередь, опирался на настоящую историю мужчины, три дня оказывавшего сопротивление армейским частям.

50-е годы двадцатого века. Обшарпанные стены, побитая кровля одноэтажного дома, где даже печи нет, чтобы нормально приготовить хлеб. Здесь живёт крестьянская семья, единственный мужчина в которой лишился работы. Теперь ему остаётся только идти на отчаянные меры, чтобы семья не умерла от голода, а именно – убить землевладельца.

Начинает свою картину Трефо с сумбурной концовки, напоминающей кровавый вестерн, однако вступительными десятью минутами весь экшн и исчерпывается. Оставшиеся полтора часа – зрелище довольно утомительное и малособытийное. Оно приправлено завораживающими южными ландшафтами с холмистыми равнинами и фактурными деревьями, и менее приятным звуковым сопровождением – намеренно резкими, оглушающими звуками, такими как выстрелы из ружья, скрип ножек кровати по полу или птичий крик.

Прекрасно выдержанный стилистически, «Гнев» Трефо содержательно незамысловат. В нём актёры подражают школе немого кино, а диалоги появляются лишь тогда, когда возникает крайняя необходимость. Возможно, поэтому португальская лента запоминается разве что тем, кто усидчиво, делая над собой усилия, следил за развитием уже заранее известного сюжета.

Текст: Кирилл Краснов

Московский международный кинофестиваль открыт для посетителей до 26 апреля.

Конкурс ММКФ-40: португальский, чёрно-белый «Гнев»