Конкурс ММКФ-40: армянский, трагический "Спитак"

Режиссёр военной драмы «Брестская крепость» Александр Котт в своём новом фильме обращается к трагическим событиям, произошедшим в Армении 7 декабря 1988 года. Именно тогда случилось страшное землетрясение, унёсшее 25 тысяч человеческих жизней.

Множество городов и населённых пунктов за какие-то секунды превратились в руины, а под завалами оказалось огромное число людей. Среди них маленькая девочка с матерью, заблокированные в одном из домов в небольшом городке Спитак. Их повсюду ищет Гор – бывший отец семейства, уехавший в Москву в поисках лучшей жизни. Трагедия вынудила его вернуться обратно в Армению, где только теперь он, наконец, понимает, что был не прав. Ещё не поздно всё исправить, но на счету каждая минута.

«Спитак» – второй за последние пару лет фильм о землетрясении в Армении. Первым была мелодрама Сарика Андреасяна, которая так и называется – «Землетрясение». Однако, честно признаться, работы Андреасяна и Котта роднит не только тема, но и схожая стилистика, и манера повествования, и даже некоторые почти точь-в-точь поставленные сцены. Как и у Андреасяна, у Котта повсюду днём и ночью витает пыль, и там и там ребёнок пытается спасти мать и позвать на помощь, и там и там герой возвращается на родину к своим близким. Безусловно, столько сценарных совпадений в двух картинах не могут не вызывать подозрений и некую оторопь при просмотре, но от неё можно и абстрагироваться, если начать поиски различий.

Например, в картине «Спитак» фигурирует журналистка с фотоаппаратом, которая снимает собственный сюжет на фоне всеобщей катастрофы. Что важнее, режиссёр позволяет себе внести в аутентичный фильм толику мистики, необъяснимого чуда, порой превращая реальность в сновидение от лица напуганной под завалом девочки. Из уникальных душещипательных моментов в конечном счёте шьётся кинополотно, но выглядит оно едва ли прочным. В «Спитаке» периодически страдает режиссура, где-то проваливается драматургия, притом что сюжетных линий совсем немного. В кино Андреасяна с режиссурой тоже всё было далеко не гладко, но на эмоциональном уровне его фильм пробирал до мурашек.

Конечно, апроприацией «Спитак» явно не назовёшь, хотя с сожалением приходится резюмировать, что фильм-реквием Котта определённо не свеж. Он действительно местами трогательный и волнительный, но в основном, довольно поверхностный и сумбурный. Однако не видевшим ленту Андреасяна «Спитак» навредит гораздо меньше, а привнесёт наверняка больше.

Текст: Кирилл Краснов

Московский международный кинофестиваль открыт для посетителей до 26 апреля.

Конкурс ММКФ-40: армянский, трагический «Спитак»