Кейт Бланшетт рассказала о нелёгком выборе лауреата Каннского фестиваля и объяснила, почему в нём не победила женщина

В этом году в основном конкурсе Каннского кинофестиваля участвовали сразу три картины женщин-режиссёров: «Счастливый Лазарь» Аличи Рорвахер, «Копернаум» Надины Лабаки и «Девушки солнца» Евы Юссон. Многие предполагали, что «Золотая пальмовая ветвь» в 2018-м уйдёт к одной из женщин-кинематографистов, чего на фестивале не случалось уже 25 лет со времён победы Джейн Кэмпион и её картины «Пианино».

Однако главный приз достался семейной драме «Магазинные воришки» японца Хирокадзу Корээды, а Гран-при (вторая по значимости награда в Каннах) получила криминальная лента Спайка Ли «Чёрный клановец». Однако Рорвахер и Лабаки тоже не остались незамеченными: первая получила приз за «Лучший сценарий», а вторая удостоилась «Приза жюри». Фильм Юссон «Девушки солнца» остался без наград и показался большинству зрителей почти самой слабой работой в конкурсной программе.

В состав международного жюри вошли актёры Чан Чен, Леа Сейду и Кристен Стюарт, певица Хаджа Нин и режиссёры Дэни Вильнев, Андрей Звягинцев, Ава ДюВерней и Робер Гедигян. Возглавляла жюри актриса Кейт Бланшетт. Председательница рассказала о выборе лауреата и о том, почему ни одной из постановщиц не удалось завоевать «Золотую пальмовую ветвь».

«Мы все – как мужчины, так и женщины в жюри – хотели бы видеть больше женщин в режиссуре. Я чувствую, что внутри организации Каннского кинофестиваля уже есть стимул изучать взгляды женщин-режиссёров. Возможно, в этом году не было столько работ от женщин, сколько мне бы хотелось, однако мощные выступления всё-таки были, и они не остались без наград».

«Конечно, когда в искусстве однотипные взгляды, то это уже сложно назвать искусством, — продолжала Бланшетт. — Поэтому, чем больше фильм отличается от остальных, тем более интересным, рискованным и захватывающим он получается в итоге. Это очень сильный год, было много разнообразных картин. Всем нам [в жюри] пришлось отказаться от своих вкусовых предпочтений и «надеть объективные шляпы». Решение мы принимали все вместе, на равных».

«Удивительно, как много правил во Франции, — сказала она в заключении. — Чтобы фильм удостоился Золотой пальмовой ветви, в нём должны собраться воедино все элементы: игра актёров должна быть потрясающей, режиссура тоже, мизансцена должна быть глубокой и всеобъемлющей. Таких фильмов было несколько, но, в конце концов, нас всех пленил фильм «Магазинные воришки». Решение далось нам нелегко, потому что мы не могли судить о той или иной картине. Мы могли только выбирать».

Полный список победителей 71-го Каннского кинофестиваля выглядит следующим образом:

Золотая Пальмовая ветвь: Магазинные воришки, реж. Хирокадзу Корээда

Специальная Золотая Пальмовая ветвь: Образ и речь, реж. Жан-Люк Годар

Гран-при жюри: Чёрный клановец, реж. Спайк Ли

Приз жюри: Капернаум, реж. Надин Лабаки

Лучший режиссёр: Павел Павликовский (Зимняя война)

Приз за лучшую женскую роль: Самал Еслямова (Айка)

Приз за лучшую мужскую роль: Марчелло Фонте (Догмен)

Приз за лучший сценарий: Аличе Рорвахер (Счастливый Лазарь), Джафар Панахи и Надир Савиэр (Три лица)

Золотая камера (лучший дебют): Девочка, реж. Лукас Дхонт

Deadline /перевод: Кирилл Краснов

Кейт Бланшетт рассказала о нелёгком выборе лауреата Каннского фестиваля и объяснила, почему в нём не победила женщина