В пятницу национальный кинофестиваль дебютов “Движение” пересек свой экватор, и не подумав замедлить бег ни на секунду. На суд жюри, критиков и зрителей в третий день были вынесены сразу несколько противоречивых проектов, обсуждение которых долго гуляло эхом по переходам Омского театра драмы и киноцентра “Вавилон”.

Впрочем, первое мероприятие у всех присутствующих вызвало исключительно положительные эмоции и одобрение — режиссер и продюсер Георгий Молодцов в рамках мастер-класса “VR и кино в формате 360 градусов” рассказал, а главное, продемонстрировал всем желающим, что представляет собой новый способ взаимодействия со зрителем посредством специальных камер, программ и очков. Еще недавно казавшаяся чем-то легкомысленным технология сегодня уже получила отдельные площадки на кинофестивалях в Каннах, Венеции, Берлине и Москве, и что наиболее отрадно — в сфере VR-фильмов Россия занимает одну из лидирующих позиций.

Георгий Молодцов рассказывает о VR

Программа документального кино “Движение. Жизнь” в третий день смотра подарила зрителям возможность увидеть картины “Игра в классики”, “Облако Волгоград” и “Каникулы”. Коллективное творение Первого волгоградского видеокампуса “Вкратце!” зрители приняли теплее прочих — в получасовую картину вошли лучшие из рассказов участников необычного сообщества о городе и горожанах. Результат плохо укладывается в словесное описание, но визуально дарит настоящий праздник, в котором сплетаются прошлое, настоящее и будущее, все возможные субкультуры и виды искусства. Очень хочется, чтобы в “облаке” “Движения” и “Вкратце!” в будущем нашлось место и другим российским городам.

В перерыве между показами свой краткий комментарий о фестивале, его участниках и ощущениях от дебюта Киномании дала актриса Анна Слю, член жюри конкурса документальных фильмов “Движение. Жизнь”.

— Анна, как так получилось, что вам выпало судить документальную программу?

— Для меня самой это стало сюрпризом. Я, безусловно, очень люблю документальное кино, но никогда не принимала участие в его съемках, поэтому меня сложно назвать экспертом. Однако дирекция фестиваля “Движение” подходит к подбору жюри несколько иначе, чем другие, им хочется, чтобы конкурсанты получили разностороннюю оценку, чтобы дебюты были рассмотрены с разных точек зрения. У нас получилась отличная команда жюри, мы все разные, но все очень интересующиеся, готовые к открытиям люди, ленты из конкурса документальных фильмов мы смотрим с огромным интересом.

— Документальное кино — не самый кассовый и популярный формат искусства. Как привлечь зрителей к просмотру документальных фильмов, многие из которых более чем достойны встречи со зрителями?

— Я большой фанат документального кино, ведь это, что называется, “правда жизни”, честная история, которую невероятно сложно снимать, где моментально чувствуется фальшь, наигранность или незнание материала. Но и зритель у документальных фильмов гораздо более строгий — мне кажется, что напряжение диалога автора и зрителя здесь гораздо более высокое. Искусственно навязывать здесь что-то бессмысленно, любовь к документалистике, наверное, приходит с опытом, важно, чтобы у зрителя была возможность встречи с этим кино. В том числе и в рамках фестивалей.

— Как вам кажется, правильно ли оценивать дебютные работы? Ведь для многих проба пера — это лишь небольшой шаг вперед, часто очень далекий от последующего развития талантов…

— Мне, на самом деле, кажется, что в искусстве не может быть каких-то жестких оценок, в них нет объективности, в какой-то мере все оценки — вкусовщина. Поэтому фестивали — это такая игра, в которой  существует определенная доля случая, ведь когда участники отправляют свои картины, они не знают, кто их будет судить. По большому счету, для меня, как участника, может быть неважно мнение какого-то определенного члена жюри, возможно, я просто не считаю его авторитетом для себя. Но что по-настоящему важно и дебютанту, и мэтру — возможность показать свою работу зрителям и проследить за реакцией аудитории. Собственно, ради этого получения обратной реакции кино и снимается.

— Свои дебюты помните?

— Мне даже не приходится напрягать память, чтобы их вспомнить, я постоянно получаю какие-то новые эмоции от работы в кино. Недавно я закончила сниматься в картине “Рассвет”, это мой дебют в жанре фильма ужасов, и дебют невероятно сложный — как оказалось, я совершенно не умею бояться. В жизни я боюсь только за своих близких, а какие-то мистические вещи, высота, вода меня ничуть не пугают, пришлось изучать новые для себя ощущения, чувства и эмоции. Зато получилось здорово. Надеюсь, что и участники фестиваля от покорения новых вершин получают огромное удовольствие.

Свое соревнование в пятницу начали телевизионные проекты, причем оценивать пилоты самых интересных и перспективных отечественных сериалов будут сами зрители — для этого перед началом показа все присутствующие получили специальные бланки, на которых можно было поставить свою оценку увиденному. В заключительный день фестиваля будут подведены итоги зрительского голосования, но уже сейчас можно сказать, что битва предстоит нешуточная. Все три представленных в пятницу сериала оказались качественным зрелищем, однако их жанры, стилистика и затрагиваемые темы настолько различны и несопоставимы, что выделить из них лучший не взялось бы ни одно жюри.

Канал ТВ-3 представил пилот триллера “Мертвое озеро” режиссера Романа Прыгунова, автора “Духлесса”. Сериал расскажет о расследовании таинственного убийства, случившегося в расположившемся за Полярным кругом небольшом городке. Гибель дочери местного олигарха становится причиной визита на Север московского следователя, с ходу определяющего, что скоропалительные выводы местной полиции о мотивах и орудии убийства ошибочны. Атмосфера проекта весьма близка к лучшим представителям скандинавского нуара, а легкая примесь мистики добавляет детективной линии особое очарование. Роль столичного следователя исполняет Евгений Цыганов, в кадре ему помогают Андрей Смоляков, Александр Робак, Павел Табаков и Александра Ребенок. Уже в ноябре сериал появится на телеэкранах.

Проект “4:59” поднимает непростую тему, не так давно ставшую больной для многих российских семей — история с группами в социальных сетях, где злоумышленники склоняли подростков к суициду, старательно обходится стороной центральными СМИ, а потому сериал о детских самоубийствах, их причинах и их последствиях может стать открытием для существенного числа зрителей. В центре сюжета “4:59” история матери, не способной справиться с потерей любимой дочери — когда женщина обнаруживает, что злодей, некогда спровоцировавший гибель девушки, продолжает свое черное дело, ей не остается ничего иного, как самостоятельно заняться поисками убийцы. Пилот временами работает несколько прямолинейно, а сюжетные повороты порой смотрятся слегка театрально, но в истории чувствуется потенциал, который может развиться во что-то действительно стоящее. Главные роли исполнили Оксана Фандера и Виктория Толстоганова, режиссером выступила Ангелина Никонова, снявшая в 2011 году драму “Портрет в сумерках”.

Виктория Толстоганова и Ангелина Никонова

Однако наибольших оваций удостоился третий представленный в пятницу проект — новая комедия канала СТС “Секретарша”. Правда, авторы шоу перед показам заявили, что зрителям будет показан черновой вариант пилота, который будет существенно переработан, но подобную пробную демонстрацию вполне можно считать весьма показательной — зрительный зал с большим позитивом принял приключения главных героев. Главная героиня сериала, роль которой сыграла блистательная Ирина Розанова, после 30 лет службы в министерстве оказалась без работы. Свои навыки ближайшего помощника крупного начальника она пытается проявить теперь в новой обстановке, устроившись в молодую креативную компанию, где работники годятся ей во внуки, а непринужденная атмосфера сильно контрастирует со строгостью госучреждения. К большому удовольствию зрителей авторы не стали зацикливаться на шутках вроде “бабушка не умеет пользоваться смартфоном”, а пошли гораздо дальше, так что из данного пилота вполне может вырасти настоящий телехит. Автором проекта выступил Резо Гигинеишвили, известный поклонникам кино по фильмам “Любовь с акцентом” и “Заложники”.

Алена Полунина

В рамках основного конкурса зрители ознакомились с двумя лентами режиссеров-женщин, и тем интереснее смотрелась колоссальная разница в темах, поднятых в картинах. Любимица фестиваля “Движение” Алена Полунина (в 2015 году Алена участвовала в конкурсе короткометражек, а годом позже посещала Омск уже как член жюри) представила документальный фильм “Своя республика”, в котором показала нехитрую будничную жизнь солдат воинского подразделения “Восток”, ведущего боевое дежурство в окрестностях города Ясиноватая в Донецкой народной республике. Предваряя показ, автор со сцены попросила зрителей не делать политических оценок картине, затрагивающей сложный вопрос взаимоотношений Украины и России, но это было необязательно — “Своя республика” не является заявлением или обличающей тирадой, это погружение в незамысловатый быт мужского коллектива, для которого оружие стало естественным атрибутом жизни. Лента вряд ли получит высокие оценки за свое художественное содержание, новаторские режиссерские решения или глубину характеров, но в качестве документального свидетельства среза истории, творящейся у нас на глазах, но с которой многие не знакомы даже поверхностно, “Своя республика” работает очень хорошо.

Кадр из фильма «Нариман и его братья»

В противоположность суровому мужскому братству, закрыла третий день киносмотра тонкая женская драма “Нариман и его братья”, полнометражный дебют выпускницы ВГИКа Лизы Болычевой. Трагическая история девушки, бросившей Москву и отправившейся на поиски себя и ответов на вечные вопросы в Ялту, заставила зрителей спорить после окончания финальных титров. Автор соединила в кадре грезы главной героини и реальность, окружающую потерянную девушку, в своих случайных спутниках она видит намеки на некий идеал, но затем марево тает, и москвичка снова остается одна — остановить ее метания может только настоящее большое чувство, однако в водовороте своих исканий героиня просто пробегает мимо счастья. Лиза Болычева выступила в проекте не только как постановщик, но и сама написала сценарий, а также сыграла главную роль — в ее лице мы уже, как минимум, получили разностороннего талантливого автора, вне зависимости от мнения жюри конкурса.

Набравшее темп “Движение” не намерено останавливаться с наступлением уикенда, наоборот, в ближайшие пару дней зрителей ждет немало открытий и встреча с самыми долгожданными проектами. Продолжаем вместе с вами следить за ходом фестиваля.

«Движение – 2018»: Телесериал о подростковых самоубийствах, Анна Слю о документальном кино и будни солдат ДНР