Субботние показы национального кинофестиваля дебютов “Движение” вызвали в Омске небывалый ажиотаж, в выходной день залы, в которых демонстрировались документальные картины, короткий метр и пилоты сериалов, были наполнены до отказа, а премьера первых эпизодов проекта “Звоните ДиКаприо!” стала настоящим украшением долгого и богатого событиями дня. Но обо всем по порядку…

Конкурсную программу короткометражного кино устроители фестиваля решили поместить в один день — жюри, председателем которого стал режиссер Петр Буслов, вместе с многочисленными зрителями залпом отсмотрели восемь лент, исполненных в самых разных жанрах и форматах и отражающих самые необычные аспекты жизни. Авторы прошли серьезные школы, и именно им предстоит формировать повестку дня в российском кино в ближайшие годы, поэтому к работам в формате короткого метра прибывшие из столицы продюсеры относятся с особенным вниманием.

Разумеется, выводы, сделанные жюри, пока остаются секретом, а вот зрители своих эмоций не скрывали — по силе аплодисментов и длительности оваций вполне можно судить о том, какие картины тронули гостей фестиваля сильнее всего. Со всей серьезностью были встречены настоящие “маленькие большие фильмы” “Стиралка” Антона Бильжо и “Пасьянс” Елены Бродач, вполне ощутимый удар поддых публике смогли нанести Артем Фирсанов и Валерий Печейкин своей видеоинсталляцией “Первая смерть”, но главным блюдом огромного короткометражного праздника стали комедии Яны Гладких “Яна — это Аня наоборот” и “Гармония (Harmony)” Евгения Сангаджиева. Оба фильма вызвали самые искренние эмоции у зрительного зала.

Кадр из фильма «Гармония»

Практически сразу после показа программы свой комментарий увиденному специально для Киномании дал актер Алексей Макаров, входящий в жюри, которому предстоит оценивать короткий метр.

— Наблюдая за вашей реакцией на происходящее на экране, можно предположить, что картины не оставили вас равнодушным…

— Да, в этом отношении я человек непосредственный — если мне смешно, я буду хохотать, если что-то не нравится, тоже могу высказать это вслух. Моим соседям по кинозалу не позавидуешь, наверное, я им здорово мешаю смотреть.

— Кто в жюри короткого метра обладает наибольшим авторитетом?

— Разумеется, наш председатель Петр Буслов — кто видел его в работе, знает, что рядом с ним не забалуешь. Но остальные члены жюри у нас — люди довольно эмоциональные и имеющие опыт работы в кино, так что дебаты были жаркими, невзирая на авторитеты.

— Не станем расспрашивать вас о том, какие итоги вы подвели конкурсу короткометражных фильмов, но удовлетворило ли вас окончательное решение?

— Скажу только, что выбор был сложным, и результат многих удивит. Мне с этим решением нужно немного пожить, чтобы окончательно его принять, но совершенно точно мы отметили действительно талантливую, профессиональную работу дебютанта, у которого впереди большое будущее. Все жюри отлично понимает, что даже короткий метр — это колоссальный труд, который заслуживает быть представленным зрителям.

— Кстати, в вашей карьере короткометражек пока не было…

— Ну, я актер молодой, у меня еще все впереди — я готов откликнуться на предложения выпускников ВГИКа и сняться у кого-то из них бесплатно. Я готов к дебюту.

— Каковы ощущения от возвращения в Омск?

— Знаете, я отношусь к своим профессиональным достижениям достаточно критично, чтобы считать себя суперзвездой, приехавшей в родной город, чтобы пройти по красной дорожке. Я просто люблю этот город, здесь живет моя бабушка, ей, кстати, на днях исполняется 90 лет, так что мы приехали не только на фестиваль, но и на большой семейный праздник. Но это очень здорово, что в городе проводится большой фестиваль — омичи заслуживают этот подарок, а “Движение” может гордиться своими зрителями.

Кадр из фильма «Страх внизу живота»

В разделе документального кино в субботу зрителям были представлены два проекта, хотя лишь один из них участвует в конкурсе — “Страх внизу живота” Ольги Столповской. Вместе со своими героями режиссер изучает феномен поколения, родившегося после распада СССР, тех, кто сейчас достиг самого расцвета сил и постепенно выходит на первые роли во всех проявлениях современной жизни, от политики до искусства. Нельзя не упомянуть и о второй документальной картине, показанной в четвертый день смотра — свою дань памяти организаторы “Движения” отдали погибшему в Африке режиссеру Александру Расторгуеву. При полном аншлаге на большом экране была показана лента Александра Расторгуева и Павла Костомарова “Я тебя люблю”, снятая еще в 2011 году, но не утратившая ни толики своего обаяния. Показ завершился искренними овациями.

Продолжила насыщенный день вторая часть сериального марафона, в котором, как и днем ранее, ответственность в выборе победителя легла на зрителей. И снова в тройке представленных проектов не обнаружилось явного фаворита — все пилоты нацелены на различные аудитории, и в каждом читается большой потенциал. Детективная драма Кати Шагаловой “Инкубатор”, рассказывающая историю женщины, спустя долгие годы встретившейся с преступниками, которые едва не лишили ее жизни в юности, очаровывает встречей с восхитительной Ингеборгой Дапкунайте. Пилотный эпизод развесил по стенам множество ружей, которые в последующих сериях непременно выстрелят, заставляя замирать сердца впечатлительных зрительниц.

Если до сих пор вам казалось, что Полина Максимова не способна выбраться за пределы легкомысленных комедий вроде “8 новых свиданий” или “Помню — не помню!”, то сериал “257 причин, чтобы жить” легко опровергнет это заблуждение. Максимова осталась очень смешной и обаятельной, но сюжет позволил актрисе раскрыться гораздо более широко — в истории ее героини, справившейся с онкологическим заболеванием, но преданной сестрой и женихом, достаточно драматических поворотов, сыгранных с полной отдачей. Всего за 25 минут пилота главная героиня сумела влюбить в себя весь зрительный зал, который теперь с нетерпением будет ждать продолжения истории.

Несомненно, продолжение будут ждать и зрители, которым посчастливилось ознакомиться с пилотным эпизодом сериала “Обычная женщина” — в какой-то степени режиссер Борис Хлебников заглянул в нем на территорию, облюбованную многими американскими теледрамами, где героям приходится вести двойную жизнь, скрывая преступную деятельность даже от своих родных. Героиня Анны Михалковой, на первый взгляд, ведет самую обычную жизнь: воспитывает дочек, торгует цветами, поддерживает мужа, столкнувшегося с проблемами на работе, однако, имеется у этой женщины и “небольшой секрет” — она является сутенершей, поставляющей живой товар в московские отели. Прикидывающаяся семейной мелодрамой история совершает неожиданный кульбит, ставящий под угрозу “теневой бизнес”, когда одна из девочек найдена мертвой в гостиничном номере.

Кадр из сериала «Звоните ДиКаприо»

Закрылся очередной день киносмотра тоже сериалом, но уже проектом, который соревнуется с конкурентами в основной программе “Движение. Вперед”. Десертом для зрителей, критиков и гостей фестиваля стала демонстрация трех стартовых эпизодов восьмисерийного телевизионного проекта режиссера Жоры Крыжовникова “Звоните ДиКаприо!” Сериал, рассказывающий об эгоистичном актере, обнаружившем, что он ВИЧ-инфицирован, сделан в фирменной энергичной манере, хорошо знакомой поклонникам дилогии “Горько!” — шутки здесь льются нескончаемым потоком, актеры веселятся на полную катушку, однако время от времени авторы напускают серьезного драматизма и даже трагизма. Крыжовников от души прошелся по кинематографической “тусовке”, упомянул множество звезд, чем неизменно вызывал взрывы смеха в зале, однако, будет любопытно посмотреть, как будет распутан тугой сюжетный узел, выставляющий героя Александра Петрова настоящим негодяем.

Проект “Звоните ДиКаприо!”, кстати, выявил и еще одного явного фаворита в борьбе за призы — Юлия Александрова в сериале просто бесподобна и смешна, как никогда раньше. Окончание показа сопровождалось продолжительными персональными аплодисментами в ее адрес, именно Юлия приехала в Омск, чтобы представить телепроект зрителям и жюри.

Свои комментарии о фестивале и основной программе специально для Киномании дала Нигина Сайфуллаева, член жюри конкурса “Движение. Вперед”.

— Вы сами недавний дебютант. Каково судить первые работы своих коллег, когда в памяти еще жив трепет от первой собственной премьеры?

— Прежде всего, это очень почетно — оказаться в фантастическом коллективе талантливых женщин, составляющих жюри. Мне очень приятно быть полезной в сложном деле оценки работ молодых кинематографистов, при этом просмотр картин, представленных в конкурсе, является для меня, как для режиссера, своеобразной творческой вакциной — это опускает с небес и показывает, что творческая конкуренция в российском кино складывается колоссальная. А с другой стороны — я чувствую, как увиденное напитывает меня вдохновением, хочется работать для зрителей снова и снова.

— Каково работать в женском жюри? Со стороны может показаться, что эта задумка организаторов вполне может обернуться взрывом эмоций или даже скандалом…

— Я тоже опасалась сперва, что наша общая энергетика может захлестнуть разум и взвешенное отношение, но нужно отдать должное организаторам, они подобрали жюри таким образом, что внутри сложились теплые, равные, почти идиллические отношения — нам все обсуждения даются легко. В отличие, кстати, от жюри короткого метра — их обсуждение за соседним столом было такое бурное, мы в какой-то момент предположили, что все закончится дракой. Там ведь столько мужчин…

— В своем дебютном фильме “Как меня зовут” вы подарили зрителям Александру Бортич, которая сегодня выросла в настоящую суперзвезду. На ваш взгляд, откроют ли дебюты фестиваля “Движение” этого года новые звезды?

— В картинах этого года в основном заняты актеры уже хорошо известные зрителям, даже молодые, здесь сложно говорить об открытиях. Однако для себя я отметила Соню Кускову, сыгравшую подругу главной героини в фильме “Нариман и его братья”, мне кажется, у нее есть все шансы проявить себя в будущем.

— Вне своей программы что-то удалось посмотреть?

— Да! Мы с удовольствием сегодня посетили конкурсный показ короткого метра, и я вам скажу, что это очень хорошие работы — новая волна молодых постановщиков необыкновенно талантлива и уже сегодня готова покорять самые высокие вершины.

В заключительный день смотра зрители увидят два проекта из конкурсных программ, после чего на торжественной церемонии будут оглашены имена победителей. Впрочем, не дожидаясь официальных вердиктов, можно сказать, что “Движение” в 2018 году подарило зрителям настоящий большой праздник, в котором каждый проект — подлинный подарок поклонникам кино.

«Движение – 2018»: Сериалы «Звоните ДиКаприо» Жоры Крыжовникова и «Обычная женщина» Бориса Хлебникова