Второй день национального кинофестиваля дебютов “Движение” открылся широким диалогом о современном состоянии российского кинематографа — круглый стол “Существует ли в российском кино сценарный кризис?” собрал продюсеров и режиссеров, актеров и критиков, дебютантов и настоящих мэтров индустрии. В эмоциональном диспуте участники отметили, что общий уровень предлагаемых сегодня сценариев значительно вырос, однако существующая система финансирования и поддержки кинопроизводства не позволяют реализовать накопленный за предыдущие годы потенциал. Драматург “Гоголь-Центра” и сценарист картин “Дама Пик” и “Кислота” Валерий Печейкин отметил, что театральные режиссеры сегодня имеют гораздо большую свободу, чем их коллеги на ТВ и в кино, а Алена Званцова, автор сценариев сериалов “Оттепель”, “Небесный суд” и “Частица вселенной”, посетовала на то, что продюсеры, редактора телеканалов и эксперты Министерства культуры не торопятся поддерживать рискованные проекты или давать “зеленый свет” картинам, чей коммерческий потенциал невелик, несмотря на художественную ценность. Собеседники сошлись во мнении, что сценарного кризиса в индустрии нет, но и переизбытка гениальных скриптов пока не наблюдается.

Киноцентр “Вавилон” во второй день киносмотра подхватил эстафету фестиваля демонстрацией первых трех картин из конкурса документальных лент “Движение. Жизнь”. Показ предварила демонстрация на большом экране одного из эпизодов уникального проекта Михаила Зыгаря “1968. Digital” — цифровой сериал, впрочем, выполнен в формате screenlife и специально адаптирован для просмотра на смартфонах и планшетах, так что демонстрация его в кинотеатре вызывает скорее недоумение, чем восхищение. Зато конкурсные картины зрителей и критиков очаровали — в тройке “Красный день”, “Инженер Федорович” и “Избранники” наибольший интерес вызвала лента Анастасии Голуб. “Избранники” — это сборник диалогов молодых актеров и их умудренных опытом старших коллег: энергетика нового поколения сталкивается здесь с мудростью и знанием жизни, модерн противостоит классическому пониманию театра, бескомпромиссность и максимализм натыкаются на деликатность и четкую гражданскую позицию. Фантастический подбор собеседников — а фильм составлен из дискуссий Юрия Соломина, Олега Басилашвили и Валентина Гафта с Никитой Кукушкиным, Александром Горчилиным и Филиппом Авдеевым — делает проект, автором идеи которого выступил Евгений Миронов, уникальным путеводителем по мировоззрению двух разных поколений, бесконечно талантливых людей, по-разному понимающих театр и место в нем актера.

Участники проекта «Избранники»

Главный конкурс познакомил зрителей и членов жюри с двумя лентами, в очередной раз демонстрирующих, насколько разные темы интересуют режиссеров-дебютантов и какие нестандартные средства выбирают они для реализации своих идей и формулировки высказываний. Молодой режиссер Елизавета Стишова в “Сулейман Горе”, обращаясь к истории одной неустроенной семьи, довольно точно формулирует проблему для целой страны. Герои ленты в поисках скромного человеческого счастья колесят по стране в старинном грузовике, они вынуждены воровать и обманывать, чтобы выжить, но шальные деньги не держатся в руках и лишь усугубляют проблемы, а умиротворение у подножия Сулейман Горы может дать только любовь, но именно она и является главным дефицитом в мире мальчика Улука. В то же время, в истории отца мальчика, мечущегося между двумя женами, легко читается история независимости Киргизии, где разворачивается действие, — страна пережила множество потрясений за последние 30 лет и спокойствие пока так и не обрела. Работа Стишовой заслуживает самых теплых слов — лента не сразу раскрывается, но вполне зрелая режиссура со временем позволяет зрителю втянуться в драматическое путешествие героев и в полной мере пережить трагизм финала.

Демонстрацию ленты “Место!” режиссер Андрей Вальдберг предварил просьбой покинуть зал тех зрителей, которые не готовы к восприятию современного языка молодежи с окраин городов. И действительно, картина молодого автора, ранее снимавшего музыкальные клипы и ставившего церемонии открытия для кинопремий и кинофестивалей, изобилует обсценной лексикой, которая, впрочем, является неотъемлемым атрибутом той среды, в которую зритель отправляется вместе с героями фильма. Действие ленты разворачивается в пределах одной ночи “на районе”, где несколько пристрастившихся к наркотикам молодых людей решают свои насущные проблемы. По-тарантиновски скручивая сюжет в тугой жгут, Вальдберг предлагает зрителю решить самому, насколько заслужена участь героев картины, отказавшихся от всего в пользу нескольких мгновений наркотического забытья. Благодаря эффектному монтажу, энергичным диалогам, зубодробительному саундтреку и нестандартным визуальным решениям картина балансирует на грани драмы и комедии, но держит контакт со зрителем до самого последнего символа финальных титров. Показ завершился объявлением программного директора фестиваля Стаса Тыркина о том, что фильм “Место!” получил прокатное удостоверение и будет демонстрироваться в российских кинотеатрах, несмотря на сложную тему и язык. За авторов картины можно только порадоваться, их работа отличается смелостью и прямолинейностью там, где другие предпочитают сглаживать углы.

Кадр из фильм «Место»

Второй конкурсный день подтвердил высокий уровень участников смотра и продемонстрировал широчайший диапазон талантов молодых отечественных режиссеров. Фестиваль “Движение” продолжает свою работу.

«Движение – 2018». Сценарный кризис, диалоги молодых актеров со старейшинами и матерящаяся молодежь с окраин