Заключительный день национального кинофестиваля дебютов “Движение”, прежде чем разразиться градом наград в рамках торжественной церемонии, порадовал зрителей сразу несколькими любопытными проектами, каждый из которых был встречен зрителями с огромным воодушевлением. Прежде чем проститься с Омском киносмотр одарил зрителей подлинными жемчужинами, часть из которых входила в конкурсную программу, в то время как другие являлись просветительскими и познавательными в самом общем смысле.

Открылась воскресная программа демонстрацией документального фильма “Вертолеты”, снятая актером и режиссером Дмитрием Кубасовым. Автор проекта лично поблагодарил зрителей, пришедших в достаточно ранний час в кинотеатр, чтобы насладиться специфическим зрелищем, а также отметил, что Омск имеет для проекта особое значение — именно в этом городе режиссер-дебютант начал работу над данным проектом. Картина рассказывает о первой в истории России кругосветке на вертолетах, совершенной группой энтузиастов. За четыре десятка дней отважные пилоты пролетели над Европой, Африкой, Исландией, Гренландией, Канадой и российской Сибирью и Дальним Востоком, совершая посадки в экзотических местах, знакомясь с местной культурой и получая заряд бодрости от местного населения. Полуторачасовая лента была встречена очень тепло, а Дмитрий Кубасов после окончания показа оказался в кольце поклонниц.

Дмитрий Кубасов

Свою порцию обожания получил в воскресение и драматург “Гоголь-центра” Валерий Печейкин — его мастер-класс с забавным названием “Сделай хуже: Чему профессионал может научиться у любителя” собрал полный зал киноцентра “Вавилон”. Лекция о пользе графомании, поданная с большой долей юмора и массой забавных примеров, часто прерывалась аплодисментами и закончилась импровизированной серией вопросов и ответов, в которой остроумный московский гость окончательно покорил сердца омичей и омичек.

Огромное удовольствие, в свою очередь, получили зрители, пришедшие на специальное выездное заседание “Кинотеатра Арзамас”. Главный редактор портала Филипп Дзядко, журналист Татьяна Малкина и продюсер Анна Гудкова вместе с публикой всесторонне рассмотрели феномен картины “Маленькая Вера” режиссера Василия Пичула, ленты, во многом перевернувшей представление о кино на рубеже перехода советского кино в российское. Кроме “Маленькой Веры”, в рамках специальных показов в Омске заинтересованному зрителю были продемонстрированы ленты “Война Анны” Алексея Федорченко, “Кислота” Александра Горчилина и “Подбросы” Ивана Твердовского.

Закрыла фестиваль “Движение” лента Кирилла Плетнева “Без меня” — трогательная история двух девушек, влюбленных в одного мужчину, которым приходится объединить свои интересы после смерти любимого. Второй полнометражный фильм Плетнева, безусловно, рассчитан на самую широкую публику и является чистым и честным образчиком жанрового кино, не стесняющегося манипулировать зрителем и выжимать из него слезы в нужных местах. Кино это, возможно, не самое фестивальное, но оно покоряет фантастическими актерскими работами — упомянутая нами вчера в связи с сериалом “257 причин, чтобы жить” Полина Максимова еще глубже погрузилась в драму, радикально сменив при этом имидж, а Любовь Аксенова выдала столь эмоциональный актерский всплеск, что слезы при просмотре удержать просто невозможно. Лента совсем скоро выйдет в прокат, и мы непременно расскажем о ней подробнее.

Но вернемся к главному событию дня, недели, которую провел фестиваль в Омске, и даже полутора лет, прошедших с тех пор, как своих лауреатов назвал смотр “Движение-2017” — торжественная церемония вручения призов и закрытия важнейшего для Сибири мероприятия, связанного с кинематографом. Самое время огласить список победителей, назвать имена людей и наименования проектов, отмеченных жюри.

В конкурсе сериалов “Движение. Навстречу”, где победитель определялся зрительским голосованием, главный приз пришлось разделить между двумя проектами — они получили равное число голосов поддержки. Наиболее впечатляющими и перспективными омичи посчитали пилотные эпизоды сериалов “Мертвое озеро” режиссера Романа Прыгунова и “257 причин, чтобы жить” Максима Свешникова. Оба телепроекта в скором времени выйдут в эфир.

Алексей Филимонов с призами фильму «Место!»

Жюри конкурса документальных фильмов «Движение. Жизнь» две работы отметило внеплановыми наградами: лента «Каникулы» Марианны Сергеевой получила диплом “Специальное упоминание жюри за легкое дыхание жизни и любовь к героям”, а картину «Инженер Федорович» режиссера Елены Мургановой было решено наградить дипломом “Специальное упоминание жюри за тонкое ощущение реальности внутреннего света”. Лучшим же документальным фильмом стали «Вертолеты» Дмитрия Кубасова. Со сцены Театра драмы, где проходила церемония, Дмитрий поблагодарил зрителей и жюри и посвятил победу памяти своего друга режиссера Александра Расторгуева — зрительный зал продолжительными овациями стоя приветствовал это решение.

Конкурс короткометражных фильмов «Движение. Начало» принес, пожалуй, самый очевидный результат — главный приз ожидаемо ушел режиссеру Яне Гладких за фильм “Яна  — это Аня наоборот”, это действительно настоящее крепкое “маленькое кино”, снятое с большим профессионализмом и любовью к своему делу. Отдельный приз за искренность и трепетное отношение к затронутой теме достался ленте «Моя веточка тоненькая» Динары Друкаровой. Украсил церемонию награждения эпизод вручения диплома Специального упоминания жюри режиссеру Евгению Сангаджиеву — Петр Буслов и Алексей Макаров разыграли короткую пародию на фильм “Гармония”, передав победителю “невидимый приз” в духе сюжета ленты.

Главную интригу пяти дней киносмотра раскрыло жюри основного конкурса “Движение. Вперед”, в которое вошли сценарист Алена Званцова, актриса Ксения Кутепова, режиссер Нигина Сайфуллаева, продюсер Кира Саксаганская и отборщик Алена Шумакова. Фильм “Место!” режиссера Андрея Вальдберга отмечен призами за яркий актерский ансамбль и лучшую операторскую работу (награда будет передана оператору Александру Матухно). Сериал “Звоните ДиКаприо!” удостоился наград за лучший актерский тандем (Александр Петров и Андрей Бурковский) и лучший сценарий (Петр Внуков, Евгения Хрипкова, Жора Крыжовников). Приз за лучшую мужскую роль получил Алексей Агранович, фильм «Юморист», приз за лучшую женскую роль — Перизат Эрманбетова, фильм «Сулейман Гора», в режиссерской категории первенство было отдано Алене Полуниной за ленту «Своя республика». Наконец, Гран-при фестиваля “Движение” 2018 года получил фильм «Сулейман Гора» режиссера Елизаветы Стишовой.

Алексей Агранович

Лауреаты в своих благодарственных речах были немногословны. Алексей Агранович отметил, что ему необыкновенно приятно победить на фестивале дебютов в свои 47 лет. Алена Полунина поблагодарила жюри и зрителей за непредвзятость и открытость, ведь ее картина затрагивает тяжелую тему, разделяющую творческую интеллигенцию. Актриса Юлия Александрова передала со сцены огромный привет от Александра Петрова и Жоры Крыжовникова, которые не смогли посетить Омск, так как заняты на съемках заключительных эпизодов сериала “Звоните ДиКаприо!”, едва ли не главного открытия фестиваля. Вместе победители обратились к режиссеру Кириллу Серебренникову со словами поддержки и надеждой на скорое его возвращение к творческой деятельности.

Специально для Киномании мы попросили прокомментировать некоторые из решений участников и организаторов фестиваля. Режиссер картины “Юморист” Михаил Идов отметил необыкновенный талант Алексея Аграновича, ранее не получавшего возможность выразить себя на большом экране в полной мере: “Я в гораздо большей степени болел за Алексея, чем за нашу общую с ним картину, ведь вклад Аграновича в “Юмориста” настолько велик, что его приз фактически делает победителями всех нас. Он сделал возможным появление ленты, он справлялся с теми вызовами, перед которыми даже я готов был спасовать, фантастическая сцена диалога с космосом — целиком его заслуга. Я невероятно признателен Алексею за возможность работать вместе!” Актер и режиссер Кирилл Плетнев признался, что не рассчитывал на призы в соревновании с такими конкурентами: “Наша картина “Без меня” — это зрительский проект, жанровое кино,  которое не может состязаться с авторскими высказываниями, вкладываемыми другими режиссерами в свои фильмы. Нам, конечно, хотелось бы очаровать жюри, тем более что лента наша обращена к женской аудитории, но судят на “Движении” настоящие профессионалы, поэтому рассчитывать мы могли только на везение. В этот раз не повезло, но я очень рад за авторов “Сулейман Горы” — эта картина произвела на меня большое впечатление и сразу стала фаворитом в моем личном внутреннем фестивале”. Генеральный продюсер Полина Зуева отметила, насколько сложно было жюри сделать свой выбор: “Мы первые в России рискнули свести вместе в основном конкурсе игровое, документальное кино и сериалы и, мне кажется, не проиграли. Да, задача жюри от этого усложнилась, но именно такой подбор конкурсантов делает фестиваль “Движение” по-настоящему увлекательным. То, что главные призы в равной степени охватили все три ипостаси современного киноискусства, убеждает нас, что мы на правильном пути. Еще раз поздравляю всех победителей и участников, это были прекрасные пять дней”.

Президент национального кинофестиваля дебютов “Движение” Артем Михалков, программный директор Стас Тыркин и генеральный продюсер Полина Зуева со сцены гостеприимного Академического театра драмы поблагодарили омичей за их внимание, гостеприимство и любовь к кино. Шестой смотр дебютантов, которые в самом ближайшем будущем будут формировать отечественное кино, был объявлен закрытым, но организаторы выразили надежду на встречу в следующем году. Ведь именно в движении и есть жизнь.

«Движение – 2018»: «Без меня» Кирилла Плетнева и итоги фестиваля