27 декабря на Netflix вышел отдельный фильм из вселенной сериала «Черное зеркало». Картина, снимавшаяся почти два года, стала первым релизом стримингового сервиса, позволяющим зрителю самому определять развитие сюжета. Насколько революционным получился «Брандашмыг»? Отвечаем на вопросы, которые, несомненно, возникли у нас после просмотра фильма, рецензировать который в традиционном ключе не получится никак.

Сколько длится «Брандашмыг»?

Официального хронометража у картины нет, хотя в момент, когда страничка «Брандашмыга» только появилась на Netflix, на ней была указана длительность 350 минут. До того, чтобы кратчайшим способом добраться хотя бы до одной из пяти концовок, зрителю понадобится от 40 до 90 минут. Однако если мы хотим глубоко покопаться в истории, принимая различной важности решения за главного героя (от того, какую кассету ему поставить в плеер до того, убить ли ему персонажа), то путь к финальным титрам может занять более двух с половиной часов.

Для написания сценария Netflix разработал специальный инструмент под названием Branch Manager

Когда шоураннер «Черного зеркала» Чарли Брукер приступил к написанию сценария, то понял, что нелинейный сюжет и интерактивную карту истории при помощи ручки и бумаги написать невозможно. Для написания плана Брукер использовал программу Twine, затем изучил новый язык кодирования. Но по мере усложнения сюжета сценарий глючил и каждый раз зависал. Netflix совместно с Брукером разработал новый инструмент для написания сценария Branch Manager. Сюжетные карты для предыдущих анимационных проектов выглядели как простые блок-схемы. У Брукера все получилось сложнее – на карте указаны параметры отслеживания состояния, которые появляются в начале эпизода, все возможные пути по мере развития и ряд параметров «что, если» в конце, показывающих, как зритель может достичь каждой из концовки.

Представители Netflix заявляют, что существуют миллионы вариантов того, как развернется сюжет. Но из-за сложности карты и того, как она влияет сама на себя, рассчитать, сколько вариантов на самом деле существует, сложно. Команда Netflix называет этот инструмент революционным и собирается использовать его для следующих интерактивных проектов. Стриминг не уточняет, как именно будет использовать этот формат, но утверждает, что несколько проектов уже находятся в разработке.

Насколько реален сюжет «Брандашмыга»?

История фильма раскручивается вокруг молодого программиста Стефана (роль которого исполнил Фионн Уайтхэд из «Дюнкерка»), работающего в 1984 году над созданием компьютерной игры на основе романа «Брандашмыг», написанного писателем Джеромом Ф. Дэвисом в формате «выбери свое приключение». Писателя с таким именем и с такой биографией (он сошел с ума и отрезал голову жене) и книги не существовало, ее название взято у персонажа из абсурдного стихотворения, приводящегося в «Алисе в Зазеркалье» Льюиса Кэролла.

В фильме есть еще отсылки к книге английского сказочника – Стефан проходит сквозь зеркало, чтобы вернуться в детство, также одним из ключевых элементов сюжета служит игрушечный кролик. Однако игра под таким названием действительно существовала, но в продажу так и не поступила. Ее производством занималась ливерпульская компания Imagine Software, спустя 18 месяцев проект был закрыт. Предполагалось, что «Брандашмыг» совершит революцию в индустрии видеоигр, и, судя по всему, Чарли Брукер вдохновлялся этой информации при написании сценария фильма.

Явно вдохновились этим и люди из Netflix – у компании Tucker Soft из фильма появился собственный сайт, на котором выложены игры их производства (в том числе игра под названием Metl Hedd, тоже фигурирующая в фильме и отсылающая к эпизоду из прошлогоднего сезона «Черного зеркала» (который снял Дэвид Слейд, занявший место режиссера на «Брандашмыге»). Более того, есть объявление о трудоустройстве в Tuckersoft, на котором сам мистер Такер (в исполнении актера Асима Чодри) набирает начинающих дизайнеров компьютерных игр. Ссылка под баннером ведет на страничку вакансий в Netflix.

Действительно ли «Брандашмыг» первый интерактивный фильм?

Нет, конечно. Корни жанра, в котором зритель делает выбор, влияющий на историю, происходят из детских книг-игр, первой из которых cтала «Остров Сахарного тростника» писателя Эдварда Паккарда, увидевшая свет в 1976 году. Формат «Выбери себе приключение» стал одним из самых популярных детских книжных серий в 1980-90-е годы ­– за эти годы были проданы более 250 миллионов экземпляров книг, переведенных на 38 языков, в том числе и русский. И потребовалось немного времени, чтобы этот формат попробовал зайти на территорию кино. В 1992 году компания Interfilm в партнерстве с Sony оборудовало 42 кинотеатра в США пультами управлениями с тремя цветами, как на светофоре, чтобы зрители могли сделать свой выбор (оборудование для одного кинотеатра обходилось в 70 тысяч долларов). Основатель Interfilm Боб Бежан сочинил и снял 20-минутный фильм «Я – тот, кто тебе нужен». Снятый (за 200-300 тысяч долларов и 6 дней) на 16-миллиметровую пленку и затем перенесенный на лазерный диск для непрерывной цифровой проекции, фильм был хорошо воспринят тинейджерами, но абсолютно не замечен прессой и взрослыми зрителями. Критики писали о нем, что это непохоже на просмотр реального фильма, а больше напоминает боление за баскетбольную команду.

В 1995 году соавтор сценария «Назад в будущее» Боб Гейл выпустил фильм «Мистер Пэйбэк», постер которого гласил, что это первое интерактивное кино. 30-минутную картину, в ходе которой мы управляем киборгом, движимым жаждой мести, критик Роджер Эберт назвал худшим фильмом 1995 года.

Однако на самом деле первый интерактивный фильм был снят в Чехословакии и показан на «Экспо 67» в Канаде в 1967 году. Он назывался «Киноавтомат», был снят режиссером Радузом Чинчерой и построен таким образом: девять раз фильм прерывался, на сцену выходил модератор и просил проголосовать зрителей за два варианта развития событий. Фильм продолжался, исходя из зрителей голосования. Но несмотря на выбор, заканчивался он всегда сценой пожара и ставил себе целью высмеивание демократии и самого процесса голосования. Голливудские деятели хотели приобрести лицензию, однако концепция «Киноавтомата» принадлежала коммунистическому государству Чехословакии. Когда спустя 4 года после успеха в Монреале фильм был показан на родине, то был признан политически неблагонадежным и положен на полку, как многие другие шедевры чешской новой киноволны. Америке приходилось довольствоваться находками киноантрепренера Уильяма Касла – однако выбор, который он предоставлял публике, был совсем иллюзорный: зачастую в его интерактивных фильмах была лишь одна линия сюжета.

Не далее как в 2016 году интерактивный фильм «Ночная игра» получил благосклонные отклики прессы на кинофестивалях и выходил в российский кинопрокат. Сериал «Мозаика» Стивена Содерберга для HBO тоже предлагал зрителям выбирать развитие сюжета при помощи специального приложения для смартфона. Однако «Брандашмыг» отличается размахом – с пятницы он доступен на 27 языках для 137 миллионов подписчиков Netflix во всем мире.

И похоже, что на этот раз для технологического эксперимента время самое подходящее – аудитория, знакомая с интернетом, соцсетями и привыкшая смотреть кино со смартфоном в руке, будет с гораздо большим удовольствием руководить выбором несчастного программиста из восьмидесятых. Создатель «Черного зеркала», коллеги которого уверяют, что герой «Брандашмыга» у него получился в большой степени автобиографическим, не был бы собой, если бы не вставил в фильм очень постмодернистское двойное дно, в котором учел и оплативший весь этот интерактивный банкет Netflix, и тебя, сидящего с геймпадом перед ТВ. Учитывая, что Netflix обладает инструментами, позволяющими отслеживать, как и что смотрят на их сервисе зрители, уже нам придется призадуматься, кем мы управляем здесь и управляем ли?

Читать дальше

Рецензия на четвертый сезон сериала «Черное зеркало»

Майли Сайрус проговорилась, что появится в пятом сезоне «Черного зеркала»

«Черное зеркало» продлили на пятый сезон

«Черное зеркало: Брандашмыг»: все, что нужно знать о первом в своем роде интерактивном фильме